TURWEB-клуб » Страны » Африка » Судан » Судан -История (Период независимого развития)

Реклама в TURWEB-клубе

Заповедная Россия - отличный проект - нужна Ваша помощь!

Период независимого развития
     После победы революции в Египте (1952) антиколониальное движение в Судане активизировалось. Великобритания вынуждена была согласиться на поэтапное проведение политической реформы в колонии. В 1953 прошли выборы в Законодательное собрание, в 1954 сформировано переходное правительство. 1 января 1956 Судан был провозглашен независимым государством. Во главе страны стал лидер Национально-юнионистской партии Исмаил аль-Азхари. В 1958 к власти пришли военные во главе с генералом Ибрагимом Аббудой. Проблему южных христианских районов страны, выступавших с 1950-х за автономию, новый режим решал при помощи оружия. Следствием военных действий правительства против повстанцев стало резкое увеличение потока суданских беженцев в соседние страны.
     В 1964 в результате активных массовых выступлений всех слоев населения в Судане восстановлена парламентская республика. В 1965 сформировано первое коалиционное правительство. 25 мая 1969 совершен государственный переворот, в результате которого власть перешла к Революционному совету во главе с Джафаром аль-Нимейри. Он вернул владельцам часть национализированных прежним правительством предприятий и проводил политику поощрения иностранных инвестиций в экономику страны.
     Южные провинции по-прежнему оставались очагом политической напряженности. В 1972 при посредничестве Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЕ) суданские стороны подписали в столице Эфиопии г.Аддис-Абеба мирный договор. Перемирие длилось в течение 11 лет. В 1983 после решения суданских властей распространить законы шариата на всю территорию страны гражданская война возобновилась. Ее возглавила группировка НОАС (Национально-освободительная армия Судана, созданная в 1983), руководимая армейским офицером Джоном Гарангом. В основе южносуданского конфликта лежали этнорегиональное, конфессиональное, политическое и культурное противостояния. Повстанцы выступали за предоставление свобод, в том числе освобождение христиан от несения наказания по мусульманским законам, а также требовали предоставить им право активного участия в политической жизни страны.
     После проведения выборов в 1986 к власти пришло гражданское правительство Садыка аль-Махди. В 1989 совершен новый военный переворот. Во главе страны встал лидер исламских фундаменталистов в Судане генерал Омар Хасан Ахмед аль-Башир. В июне 1989 новое правительство запретило деятельность всех политических и общественных организаций.
     Экономическую ситуацию в стране ухудшило наводнение в августе 1988 (без крова остались более 2 млн. чел., в Хартуме были разрушены и повреждены 170 тыс. домов).  Подъем экономики наметился после того, как американская компания «Шеврон» обнаружила на территории Судана нефтяные месторождения, представляющие интерес с коммерческой точки зрения. В 1990-е были подписаны ряд соглашений о разведке и разработке месторождений с нефтяными компаниями Ирака, Канады, Китая, России, Франции и др. стран.


В последние десятилетия 20 века
     Судан оказался втянутым в сложный узел взаимных противоречий и претензий, существовавших на Африканском Роге, в которых в разной степени участвовали Джибути, Йемен, Саудовская Аравия, Сомали, Эритрея и Эфиопия. Власти Судана обвиняли Уганду, Эритрею и другие соседние африканские государства в помощи южносуданским мятежникам. Те, в свою очередь, обвиняли Судан в поддержке исламских экстремистов.
     Состоявшиеся в 1993 в г.Абуджа (Нигерия) переговоры между противоборствующими сторонами в Судане из-за разногласий по вопросу распределения властных полномочий между хартумским правительством и вопросам, связанных с внешней политикой будущего федеративного государства не привели к положительному результату. В 1994 г. ИГАД (Межправительственная организация развития) способствовала подписанию декларации между правительством Хартума и повстанцами, определившей основные принципы урегулирования конфликта. К процессу официально присоединились ООН, Организация африканского единства (ОАЕ), а также дипломаты Великобритании, Италии, Норвегии и США. Под давлением международного сообщества Судан в 1997 вынужден был ратифицировать декларацию.
     В апреле 1998 Национальная ассамблея одобрила новую конституцию. На референдуме, проведенном в июне того же года, ее поддержали 96,7% граждан Судана.  Многопартийность введена в 1999 (регистрация новых политических организаций началась в январе 1999). В мае 1999 бывший президент страны Дж.Нимейри был амнистирован и вернулся на родину после 14-летней эмиграции. Он возглавил созданную его последователями легально действующую новую политическую партию – «Альянс трудовых сил народа». На многопартийных парламентских выборах, состоявшихся 13–22 декабря 2000, большинство мест в Национальной ассамблее получила Партия национальный конгресс (ПНК).
     На выборах 13–22 декабря 2000 из 5 кандидатов на пост президента страны большинство голосов избирателей (86,5%) получил Омар Хасан Ахмед Аль-Башир. На выборах в Национальную ассамблею, которые проводились одновременно с президентскими выборами, победила Партия национальный конгресс (получила 355 мест).
     В 2000 правительство начало реформирование национальной банковской системы с целью укрепления экономики. В 2001 темпы экономического роста, благодаря бурному развитию нефтяной отрасли, составили 6,7% (в 2000 – 8,3%). Тем не менее, частые засухи приводили к нехватке продовольствия. В 2000 продовольственная и сельскохозяйственная организации ООН ФАО назвала Судан в числе стран африканского континента, находящихся на грани голодной катастрофы.
     В августе 2000 после начала экспорта нефти и возобновления регулярной выплаты Всемирному банку (ВБ) необходимых сумм по обслуживанию внешнего долга были нормализованы отношения с МВФ (по причине просроченной задолженности по погашению внешних кредитов в 1993 Судан был лишен права голоса в МВФ (эта акция против страны-члена Фонда была предпринята впервые)).
     9 января 2005 в г.Найроби (Кения) первый вице-президент страны Али Осман Мухаммед Таха и лидер повстанческой Народно-освободительной армии Судана (НОАС) Джон Гаранг подписали двусторонний договор о всеобъемлющем урегулировании южносуданского конфликта. Документ стал итогом упорных переговоров, продолжавшихся в различных городах Кении с мая 2002 по декабрь 2004. Он детально определил на переходный период (6 лет) порядок прекращения огня, установил сроки частичной демобилизации, численность и дислокацию вооруженных формирований, представительство сторон в органах власти, раздел доходов, статус мусульманской религии и другие аспекты жизни страны. После окончания переходного периода в 2011 предусмотрено проведение референдума, в ходе которого южане будут решать вопрос автономии. На церемонии подписания договора присутствовали ок. 20 президентов, вице-президентов, премьер-министров и членов правительств африканских стран, а также госсекретарь США Колин Пауэлл. Лидер НОАС Джон Гаранг (на весь переходный период он становится первым из двух вице-президентов Судана и президентом правительства Южного Судана) предупредил, что в случае нарушения положений договора или неудовлетворенности населения южных провинций отношениями с Севером страну ожидает распад.
     Помимо НОАС, в южных районах Судана действуют ряд воинствующих группировок. Самый ожесточенный конфликт развернулся в нач. 2000-х. в Дарфуре (запад страны). По данным ООН, в результате вспыхнувшей в Дарфуре гражданской войны, погибли несколько десятков тысяч человек, беженцами стали ок. 1,8 млн. чел. (многие их них нашли убежище в соседнем Чаде). США и другие западные страны обвинили суданские власти в попустительстве вооруженным формированиям «Джанджавид», действующим в провинции, и призвали к введению санкций против Хартума. Россия заявила, что, санкции или угроза их применения – не являются лучшим методом побуждения Хартума к выполнению обязательств, взятых перед ООН. В январе 2005 генеральному секретарю ООН Кофи Аннану был представлен доклад специально созданной международной комиссии (в нее вошли авторитетные юристы из Ганы, Италии, Египта, Пакистана и ЮАР), выяснявшей наличие актов геноцида в Дарфуре.
     Объем ВВП в 2004 составил 70,95 млрд. долл. США, его рост – 5,9%, уровень инфляции – 8,8%. В 2002 рост безработицы увеличился на 18,7%. В 2003 сумма внешнего долга Судана составляла 20 млрд. долл. США.

Источник:  (pridetour.ru/guide/africa)
Любовь Прокопенко


Омар Хасан Ахмед Аль-Башир
     В марте 2009 г. коллегия Международного уголовного суда (МУС) в Гааге в составе трех судей после нескольких месяцев обсуждений вынесла постановление о предъявлении президенту Судана Омару Баширу обвинений в военных преступлениях и преступлениях против человечества в провинции Дарфур. В этой связи МУС выдал ордер на его арест.
     Омар Башир стал первым действующим главой государства, на арест которого МУС выписал ордер со времени своего образования в 2002 г. Совет безопасности ООН, полномочный отложить любые действия в отношении Башира, известил, что его члены расходятся во мнениях, и что никаких шагов по выполнению судебного постановления не планируется.

Информация о правительстве Судана на этот период




Перейти на предыдущую

Перейти к описанию Судана

Обсудить на форуме

________________________________________________________________________

Просмотров: 1818 | Популярность материала: 0,03 % |
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

Комментарии

Комментариев нет...

Добавить комментарий

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Реклама в TURWEB-клубе