TURWEB-клуб » Страны » Азия » Индонезия » История Индонезии - начало

Реклама в TURWEB-клубе

Заповедная Россия - отличный проект - нужна Ваша помощь!
     Вплоть до начала 20 века и окончательного оформления Нидерландской Ост-Индии, как именовалась огромная голландская колония, непосредственная предшественница современной Индонезии, на ее территории не существовало единой государственной структуры. На протяжении всей истории на этих многочисленных островах располагалось великое множество всевозможных княжеств и королевств. Не существовало и людей, которых можно было бы с полным основанием назвать индонезийцами. Правильнее утверждать, что на островах проживали малайцы, яванцы, балийцы, буги и сотни других обособленных групп.
Pithecanthropus erectus
Первобытное общество
     Археологические находки свидетельствуют, что самым древним предком жителей Юго-Восточной Азии, является питекантроп (Pithecanthropus erectus), или «яванский человек», живший в среднем плейстоцене. Его окаменелые останки, возраст которых, по оценкам, составляет около 1–1,8 млн. лет, были обнаружены в 1891 в долине р.Соло на Центральной Яве. Позднее ученым удалось обнаружить немногочисленные следы человеческой жизни палеотического и мезолитического периода; самые древние археологические находки представляют грубые рубящие орудия или наскальные рисунки.
     Первые следы современного человека относятся к верхнему палеолиту (40–35 тыс. лет до н.э.). Около 40 тыс. лет назад началась первая из миграций народов Юго-Восточной Азии на архипелаг. В неолитический период протомалайские народы с азиатского материка начали вытеснять местных жителей или смешиваться с ними. Около 400–300 до н.э. на архипелаг из Индокитая или Китая проникла донгшонская культура бронзы; в прибрежных районах со 2 в. н. э. в хозяйстве начинают применяться бронзовые и железные орудия. К концу 1 тыс. до н.э. на островах уже сложились основные черты общества и культурные особенности народов, населявших прибрежные и внутренние районы. Некоторые из прибрежных народов, которые в основном жили маленькими родовыми общинами, уже занимались возделыванием риса на орошаемых землях (савах) и рыболовством; во внутренних районах распространение получила форма переложного подсечно-огневого земледелия (ладанг).
 
Ранние государственные образования
     О раннем периоде истории региона, датируемом 1 и 2 вв. н.э., известно в основном из рассказов индийских и китайских купцов, хотя контакты могли быть и раньше. До 600 на Яве и Суматре существовало несколько государств: на Западной Яве – Тарума Негара (450), на Центральной Яве – Калинга, а также восточнояванское государство, название которого неизвестно; на Суматре – Малайю и Шривиджайя; на восточном побережье Калимантана – Кутеи (ок. 400 г.), где правила династия Кундунги, а на западном побережье – княжество Виджаяпура. Эти ранние государства были индуистскими и буддийскими, что, вероятно, объяснялось стремлением местных правителей сравняться по мощи и великолепию с индийскими монархами, о которых им было известно от торговцев. С принятием индуизма (или буддизма) местные вожди получали право на совершение торжественных обрядов, превращавших их в богоподобные существа. Возможно, именно эти правители пригласили к себе индийских брахманов; они же собирали книги на санскрите, повествовавшие об индийской религии и политике.
     За исключением семьи монарха и круга придворных, мало кто из населявших эти земли людей разбирался в индуизме и буддизме.  Поэтому можно предположить, что у простого народа был анимизм – вера в существование духов.
     Хотя ранние царства, расположенные на островах Малайского архипелага, получали определенный доход от торговли, основой их экономики было сельское хозяйство. На заливных полях культивировался рис падди, который давал отличные урожаи, а при достаточном водообеспечении высокая урожайность поддерживалась на одних и тех же землях на протяжении столетий. В центральной части о.Ява на некоторых полях рис возделывался в течение более 2 тыс. лет.
     Важность Малайского архипелага для международной торговли была обусловлена его географическим положением. Еще в древние времена обширная сеть морских торговых путей протянулась из Китая через Юго-Восточную Азию в Индию и далее в страны Среднего Востока. Некоторые торговые маршруты достигали Рима. Основная часть товаров, следовавших через Юго-Восточную Азию, доставлялась морским путем через Малаккский пролив. Контролировать эту трассу можно было с соседних Суматры и Явы, а также с п-ова Малакка.
Королевство Шривиджайя
Королевство Шривиджайя
     В 7 в. королевство Шривиджайя, центр которого находился возле нынешнего города Палембанг на юго-восточном побережье Суматры, сумело распространить свое влияние на весь остров и п-ов Малакка и, таким образом, взять под контроль Малаккский пролив. Путем подкупа, политических манипуляций и карательных экспедиций все прочие приморские государства были подчинены или разгромлены, и теперь Китай мог вести торговлю только с королевством Шривиджайя. Через это королевство переправлялись драгоценные камни, благородные металлы, пряности и даже африканские львы, а также местная продукция – рис и бензойная смола. При этом Шривиджайя оставалось буддийским королевством, религиозное значение которого было столь велико, что паломники из Китая на пути в Индию задерживались здесь на несколько лет для изучения священных буддийских рукописей и монашеского устава.
     Могущество королевства Шривиджайя обеспечивалось его военным флотом, который доминировал на местных морских путях и жестоко наказывал непослушных вассалов. Купцы обязаны были платить установленную королем особую пошлину за проход через пролив. Размеры богатства и сила королевства менялись в зависимости от условий торговли и мощи его врагов, однако его традиционный статус как главной портовой державы в Малаккском проливе сохранялся не одно столетие.
     В 14 в. королевство Шривиджайя было разрушено яванцами, однако королевская семья и торговцы, перебравшись через пролив на п-ов Малакка, примерно в 1400 основали портовый город Малакка. Постепенно королевство Шривиджайя – одна из величайших торговых держав Азии – было столь основательно забыто, что лишь в 20 в. специалистам удалось воссоздать историю его развития.
Королевство Матарам
Королевство Матарам
     Примерно в первой четверти 8 в. на о.Ява образовалось другое сильное государство – королевство Матарам, возникшее на землях равнин Кеду в южной части Центральной Явы, в одном из самых благодатных рисоводческих районов архипелага. Основателем Матарама стала династия Санджая (правил в 732–778), исповедовавшая индуизм. Своего максимального могущества королевство Матарам достигло в 9 в. Его буддийские монархи относили себя к династии Шайлендр (санскр. «Властители горы»), возникшей во 2-й пол. 8 в. В отличие от своих современников королей Шривиджайи, правители королевства Матарам оставили после себя множество буддийских храмов. Из них наиболее известен храмовый комплекс Боробудур, построенный примерно в конце 8 – сер. 9 вв. Это огромное, напоминающее гору сооружение украшают бесчисленные барельефы, которые изображают жизненный путь Будды.
     В 856 правление династии Шайлендр в королевстве Матарам было прервано соперничавшей с ней династией потомков Санджая, основателя Матарама, представители которой оказались почитателями индуистского бога Шивы. Именно они построили недалеко от Джокьякарты храмовый комплекс Прамбанан. Здесь, по обе стороны от центральной башни храма Шивы, расположились два храма, возведенные в честь индуистских богов Брахмы и Вишну. Украшающие строения каменные барельефы изображают сцены из эпоса Рамаяна.
     Потомки Санджая правили на Центральной Яве до 929, после чего их государство прекратило существование.
 
Королевства Восточной Явы и Бали
     В 10 в. очаг политической власти на Яве начал смещаться из центральной части острова на восток. Это связано с именем Синдока (правил в 929-947), захватившим власть в Матараме и перенесшим государство на восток. От того времени сохранились многие сотни каменных и медных табличек с надписями, в основном на старом яванском языке. До наших дней дошли также несколько классических литературных произведений, включая индийские эпосы Бхаратаюддха и Рамаяна в адаптированном переводе на древний яванский.
     Правителем Восточной Явы в 1019–1049 был балийский принц Эрлангга, который в 1035–1037 объединил Центральную и Восточную Яву с Бали, сделав столицей Кахурипан на востоке Явы. Период правления Эрлангги был временем подъема земледелия, торговли и культуры. После его смерти наступил период междоусобиц. В 12–13 вв. власть над Восточной Явой, а также Бали, Ломбоком, Южным Калимантаном и Южным Сулавеси установило королевство Кедири. Позже, в начале 13 в., противоречия в правящих кругах Кедири привело к возникновению на Яве в 1222 нового королевства Сингасари, которое основал выходец из низов Ангрок (правил в 1222–1227). Ранняя история Сингасари полна дворцовых переворотов. Только при короле Кертанагаре (правил в 1268–1292) яванское господство утвердилось над областями Западного Калимантана и Суматры, бывшего владения Шривиджаи. Преемник Кертанагары, Виджая (правил в 1293–1309) основал в 1293 Маджапахит. Маджапахит, крупнейшее из восточнояванских государств, достигло зенита своего могущества в 14 в. при Хаям Вуруке (правил в 1350–1389), когда его контроль распространился над большей частью архипелага.  Центр империи находился в плодородной долине р.Брантас, и она располагала богатыми сельскохозяйственными угодьями. Владея устьем этой реки и портами северного побережья (среди которых выделялся Тубан), она была вовлечена в активную торговлю, в том числе международную. В период расцвета территория государства Маджапахит простиралась от Молуккских о-вов до Малайи. В его пределах исповедовали одновременно и индуизм, и буддизм, а некоторые из монархов носили даже имя Шива-Будда, стремясь тем самым соединить две религии.
     На Бали королевства начали появляться примерно в 10 в. Королевские династии этого острова и восточной Явы оказались тесно связаны между собой династическими браками и завоевательными походами. По преданию, после происшедшего примерно в 1500 краха империи Маджапахит многие аристократы перебрались на о.Бали. Именно от этих беженцев ведет свою родословную нынешняя элита Бали – единственного в Индонезии крупного очага древней индуистской культуры.
 
Распространение ислама
     Хотя мусульманские купцы из Гуджарата (Индия), Малайи и Персидского залива столетиями вели торговлю на архипелаге, ислам стал утверждаться среди населения Индонезии лишь в 13 в. К концу этого столетия новая религия была принята правящей элитой княжества Аче на северной оконечности Суматры, а в начале 15 в. также и малайским правителем Малакки (Мелаки). Вскоре Малакка превратилась в центр ислама.
     В 14–15 вв. ислам распространился на территорию Явы, где его принимают в Бантаме и Черибоне (Западная Ява). Хотя в 1380-х при индуистско-буддийском дворе империи Маджапахит (восточная часть острова) находились обращенные в ислам аристократы, он стал наиболее массовой религией среди жителей северного побережья Явы, активно занимавшихся торговлей. Связанные с Малаккой яванские купцы-мусульмане доминировали в торговле, которая велась к востоку от Явы, вплоть до Молуккских о-вов и даже южных островов Филиппинского архипелага. Благодаря им ислам продвинулся еще дальше на восток.
     Система международной торговли сыграла важную роль в распространении ислама в Юго-Восточной Азии. К 14–15 вв. почти вся торговля от Средиземноморья до Индии находилась в руках мусульман. Впрочем, проникший на острова ислам значительно отличался от строгой и непреклонной веры его первых арабских последователей. При своем продвижении из Аравии на восток, через Персию и Индию, первоначальное учение пророка Мухаммеда постепенно насыщалось верованиями этих древних земель, и впоследствии именно в Юго-Восточной Азии стал преобладать т.н. «мифический ислам». На Яве эта форма ислама дополнилась индуистскими и буддийскими идеями, а также культом предков. Специальные выражения, использовавшиеся при отправлении обрядов в честь бога Шивы, применялись теперь при поклонении Аллаху. Ява была одним из тех немногих районов, где даже архитектура мечетей оказалась по-своему уникальной: характерные для индуистских храмов многоярусные крыши и дверные проемы делали эти постройки мало похожими на культовые сооружения Среднего Востока с их изящными арками и луковками куполов.
     Примерно к 1500 ислам исповедовала большая часть королевств архипелага. Великая яванская империя Маджапахит пала (1478) под натиском султаната Демак (с центром в одноименном торговом порту на северном побережье Явы), мусульманские правители которого вопреки своей религиозной принадлежности утверждали, что происходят от прежних индуистско-буддийских королей. Наступлению ислама не поддался лишь о.Бали.
 
Появление европейцев
     С 16 в. европейцы становятся активными участниками событий в Индонезии. По азиатским стандартам, особенно с точки зрения Китая, в те далекие времена Европа была весьма примитивным обществом – неструктурированным, бедным и отсталым. Однако соотношение сил постепенно менялось. Примерно к 1500 европейцы усовершенствовали, главным образом благодаря арабам, свои познания в морском деле, значительно продвинулись в кораблестроении и навигации. Достижения в артиллерийском деле открывали перед ними возможность использовать военную силу на море. Гвоздика и мускатный орех, наиболее ценные из пряностей, поступали с нескольких малых восточноиндонезийских островов – Банда, Амбон, Тернате, Тидоре и Серам, входящих в состав Молуккского архипелага. В 15 в. яванские купцы доставляли этот важный груз в Малакку, а оттуда везли его через Индийский океан, Персидский залив и Средиземное море в Венецию.
Португалия
Португальцы
     Первыми из европейцев проложили путь к Молуккским о-вам («Островам пряностей») португальцы. Направляясь на восток, они обогнули Африку и прибыли в Индию, откуда проследовали дальше через Индийский океан. В 1511 они достигли Малакки, важнейшего центра торговли во всей Юго-Восточной Азии, и захватили его, а в 1512 прочно обосновались на Молуккских о-вах, где заключили союз с султаном Тернате. В том же районе в 1521 появились испанцы, на которых решил опереться султан Тидоре, предоставив им торговые льготы.
     Взятием Малакки и разрушением главного порта в проливе португальцы дезорганизовали местные торговые связи. В результате сразу несколько новых приморских городов стали претендовать на ту центральную роль, которую прежде играла Малакка. Мощные торговые государства появились на северном побережье Явы, на южном берегу Борнео, в районе Бантама на западе Явы, на южной оконечности п-ова Малакка (Джохор) и в области Ачех. Предприимчивые местные производители пряностей вскоре стали тайно распространять свою деятельность и на другие острова, а торговые агенты португальцев, нарушая договора, вели свои собственные торговые операции. В дополнение ко всему местные правители быстро переняли европейский опыт судовождения и артиллерийское дело. В силу необходимости португальцы приобщились к системе временных союзов, при которой здешние мусульманские государства с равным успехом могли оказаться и врагами, и союзниками. Ко второй половине 16 в. Португалия совместно с региональными деловыми партнерами содержала суда со смешанными командами из португальских и местных матросов.
     Со временем на островах укоренились некоторые элементы португальской культуры, например романтические песни-баллады, исполняемые под миниатюрную гитару (вокально-инструментальный жанр крончонг), и некоторые обряды и танцы, которые по-прежнему популярны в восточной части архипелага. Более того, еще в начале 19 в. при обсуждении деловых проблем наряду с малайским языком использовался португальский. Местные языки, а впоследствии и современный индонезийский включили в свой словарь немало португальских слов, служивших для обозначения предметов, которые были привезены португальцами или использовались ими в быту, например «туфли», «рубашка», «стол».
 
 
 
 
________________________________________________________________________

Просмотров: 1973 | Популярность материала: 0,03 % |
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

Комментарии

Комментариев нет...

Добавить комментарий

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Реклама в TURWEB-клубе