TURWEB-клуб » О духовном » Религия Китая

Реклама в TURWEB-клубе

Заповедная Россия - отличный проект - нужна Ваша помощь!
Религия Китая
 
Конфуций и Конфуцианство
     Все отмеченные особенности системы верований и культов в древнем Китае сыграли огромную роль в становлении основ традиционной китайской цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, но строгий рационализм и конкретная государственная польза; не эмоциональный накал страстей и личная связь индивида с божеством, но разум и умеренность, отказ от личностного в пользу общественного; не духовенство, направляющее эмоции верующих в русло, возвеличивающее бога и усиливающее значение религии, но жрецы-чиновники, исполняющие свои административные функции, частью которых были регулярные религиозные отправления. Все эти специфические особенности складывавшейся в иньско-чжоуском Китае системы ценностей за тысячелетие, предшествовавшее эпохе Конфуция, подготовили страну к восприятию тех принципов и норм жизни, которые навсегда вошли в историю под наименованием конфуцианства. Сущность их уже тогда, задолго до Конфуция, сводилась к ослаблению иррационального начала религии и возвеличению рационального начала этики, к подчинению религиозно-этических норм требованиям социальной политики и администрации.
     Не связь типа "бог - личность", прямая либо опосредованная фигурой жреца, богослова, как это было характерно для иных религий, а связь принципиально иного типа: "Небо, как символ высшего порядка - земное общество, основанное на добродетели", опосредованная личностью осененного небесной благодатью правителя, была императивом древнего Китая. Этот императив, стократно усиленный конфуцианством, определил на тысячелетия важные стороны жизни Китая, включая структурную прочность государства и общества и ограничение роли личности с ее эмоциями и страстями.
 

1. Конфуций, его социальный идеал и социальный порядок
2. Культ предков, семьи, клана, формы в конфуцианстве и нормы "сяо"
3. Конфуцианство и легизм, трансформация конфуцианства
4. Конфуцианское воспитание и образование, система экзаменов и сословие шэньши
5. Конфуцианство - регулятор жизни Китая и конфуцианцы в истории Китая


Даосизм
     Верхи китайского общества жили по конфуцианским нормам, исполняли обряды и ритуалы в честь предков, Неба и Земли, согласно требованиям Лицзи. Любой из тех, кто находился выше уровня простолюдинов или стремился выдвинуться из их среды, должен был подчинить свою жизнь строгому соблюдению этих норм и церемоний; без знания и соблюдения их никто не мог рассчитывать на уважение, престиж, успех в жизни. Однако ни общество в целом, ни человек в отдельности, как бы ни были они скованы официальными догмами конфуцианства, не могли всегда руководствоваться только ими. Ведь за пределами конфуцианства оставалось мистическое и иррациональное, не говоря уже о древней мифологии и примитивных предрассудках. А без всего этого человек, даже умело затянутый в подгонявшийся под него веками конфуцианский мундир, не мог время от времени не испытывать чувство духовного дискомфорта.  Экзистенциональная функция религии в этих условиях выпала на долю даосизма - учения, ставившего своей целью раскрыть перед человеком тайны мироздания, вечные проблемы жизни и смерти.
     Конфуций не признавал духов и скептически относился к суевериям и метафизическим спекуляциям:
"Мы не знаем, что такое жизнь, - говаривал он, - как же можем мы знать, что такое смерть?" (Луньюй, гл. XI, § 11). Неудивительно, что все смутное, подсознательное, относившееся к сфере неподконтрольных разуму чувств, конфуцианство оставляло в стороне. Но все это продолжало существовать, будь то суеверия простого народа или философские искания творчески мыслящих и ищущих индивидов. В предханьское время и особенно в начале Хань (II в. до н. э.) - очень насыщенную для истории Китая пору, когда складывалось и принимало свой окончательный вид уже реформированное ханьское конфуцианство, все эти верования и обряды были объединены в рамках оформлявшейся параллельно с конфуцианством религии даосов - религиозного даосизма.
 
 
Китайский буддизм
     Буддизм проник в Китай из Индии преимущественно в своей северной форме Махаяны во II в. Процесс его укрепления и развития в Китае был сложен и длителен. Потребовались многие века и огромные усилия поколений проповедников и переводчиков текстов, чтобы выработались и вошли в обиход китайские эквиваленты индо-буддийских понятий и терминов. Кроме того, многое в буддизме с его восприятием жизни как страдания и зла противоречило распространенным в Китае конфуцианским нормам этики и принципам поведения; только содействие параллельно формировавшегося религиозного даосизма, в свою очередь щедро черпавшего из сокровищницы индо-буддийской мудрости, помогло буддистам укрепиться на китайской земле. Неудивительно, что первые буддийские общины воспринимались в Китае лишь как одна из сект даосизма.
     Постепенно буддизм усиливал свои позиции, чему немало способствовала и общая историческая ситуация эпохи Южных и Северных династий (III-VI вв.) с ее кризисами, междоусобицами и неустойчивостью бытия, В такой обстановке призывы буддистов отрешиться от земной суеты и укрыться за высокими стенами монастыря не могли не показаться привлекательными. В III-IV вв. вокруг столичных центров, Лояна и Чанани, действовало около 180 буддийских монастырей, храмов и кумирен, а к концу V в. в государстве Восточная Цзинь их было уже 1800 с 24 тыс. монахов.
     Свободные от налогов и притеснений покровительствовавших им властей, буддийские монастыри притягивали к себе и крестьян, и беглых странников, изгнанных со своей земли кочевниками, и богатых аристократов, искавших покоя и уединения. Буддизм становился силой, и многие императоры как южных (китайских), так и северных (некитайских, "варварских") династий искали его поддержки, а некоторые признавали его официальной государственной идеологией.
 
 
Христианство
О распространении в Китае христианской церкви
     Мы расскажем о распространении в Китае христианской церкви, особенно о ее православной (дунчжэнцзяо, буквально "восточная ортодоксальная") и протестантской ( синьцзяо - "новое учение") ветвями.
В 1712 Петр 1 повелел направить в Китай группу священников и учредить в Пекине Российскую Духовную Миссию, включив в нее также учеников для изучения китайского, маньчжурского, монгольского и других восточных языков.
     Миссии в Пекине действовали с 1715 (официально - с 1728 ) по 1954 год ( всего их было 20 ), и среди их участников были такие выдающиеся синологи, как Начальник 9-й миссии ( 1807 - 1821 ) архимандрит Иакинф ( Никита Яковлевич Бичурин, 1777-1853), прикомандированный к 12-й миссии ( 1807 - 1849 ) магистр Василий Павлович Васильев ( 1818-1900 ), член 12-й и Начальник 13-й ( 1850 1858 ) и 15-й ( 1864 - 1878 ) миссии архимандрит Палладий ( Петр Иванович Кафаров, 1817-1878 ), создатель "Китайско-русского словаря" ( Пекин, 1888 ), остающегося и по сей день непревзойденным лексикографическим трудом.
 

1. Подробнее о распространении в Китае христианской церкви


Ислам в Китае
     По историческим запискам, ислам проник в Китай примерно в 7-м веке через мусульманских купцов, приезжавших торговать в Китай. По "Шелковому пути" и из-за моря Китай часто посещали арабские и персидские купцы-мусульмане. Они везли в нашу страну пряности, специи, янтарь, вывозили шелк, фарфор и чай. Кроме того, мир узнал о таких изобретениях китайцев, как компас, бумага и порох, что сильно стимулировало экономический и культурный обмен между Востоком и Западом. Немало купцов-мусульман осели в Китае, породнились с местными жителями. Их потомки и стали первыми китайскими мусульманами. Ислам получил в Китае широкое распространение. Ислам оказывал и оказывает глубокое влияние на историю и культуру, этику, образ жизни, нравы и привычки национальностей мусульманского вероисповедания. Строительство мечетей, совершение паломничества и перевод и исследование основных теоретических трудов являются важным способом распространения и развития ислама в Китае. Вслед за распространением в Китае ислам постепенно принял китайскую традиционную культуру, и таким образом, возникла религия с китайской спецификой.
     В Китае ислам получает наибольшее распространение среди 10 национальных меньшинств: хуэйцев, саларов, дунсянов, баоаньцев, уйгуров, казахов, киргизов, узбеков, татар и таджиков. Хуэйцы, салары, дунсяны и баоаньцы компактно проживают в провинции Ганьсу, в Нинся-хуэйском автономном районе, в провинциях Цинхай, Шаньси, расположенных в северо-западной части Китая, и в юго-западной провинции Юньнань. Некоторые верующие разбросаны по разным местам страны. Уйгуры, казахи, киргизы, узбеки и таджики проживают в Синьцзяне на Северо-Западе страны. Что касается ветвей вероисповедания, то в нашей стране таджики-мусульмане - последователи шиизма, а остальные нацмены-мусульмане - сунниты ислама.
     В 1949 году после образования КНР в стране начали проводить политику свободы вероисповедования и уделять большее внимание уважению религиозной жизни и традиций широких масс мусульман. В 1953 году в Пекине была создана Китайская исламская ассоциация - национальная организация китайских мусульман. Она помогает центральному правительству в повсеместном проведении политики свободы вероисповедания, защищает законные права и интересы исламских кругов и мусульман. Организация еще играет роль в развитии и укреплении дружественных контактов, сплоченности и сотрудничества с мусульманами различных стран, в защите мира во всем мире. Кроме того, ассоциация способствует исследованиям в области истории мусульманства и исламской теологии, исламского культурного наследия, открытию исламских институтов, направляет мусульман за границу учиться в целях подготовки молодых имамов и мусульманских священнослужителей.
     В настоящее время в Китае насчитывается более 18 миллионов мусульман, открыты примерно 30 тысяч мечетей, где работают 50 тысяч имамов и ахунов, которые придерживаются принципа патриотизма и исповедания своей религии. В отличие от других религий, в маленьких городках и сельских районах мусульмане проживают обычно вместе, а в крупных городах они разбросаны по разным местам. Мечеть является центром их собираний.
     Ныне в различных провинциях, автономных районах, городах центрального подчинения, уездах и сельских районах, где компактно живут мусульмане, имеются местные отделения Китайской исламской ассоциации. Многие известные мусульманские деятели вошли в состав членов Китайской исламской ассоциации и ее местных отделений, некоторые из них даже стали депутатами Собраний народных представителей различных ступеней и членами Комитетов Народного политического консультативного совета Китая разных уровней и, представляя мусульман всей страны, осуществляют их право на участие в политической жизни страны.
     Китайская исламская ассоциация - высший орган мусульман страны. Каждые четыре года проводится всекитайская исламская конференция. В случае необходимости конференция может состояться досрочно или откладывается.
В Китае выпущено немало исследований и переводов исламских текстов. Китайская исламская ассоциация организовала переиздания "Корана" и других исламских классиков на арабском и китайском языках, опубликовала трехмесячник "Мусульманство в Китае" на китайском и уйгурском языках. Были опубликованы многотиражные иллюстрированные журналы, отражающие религиозную жизнь китайских мусульман. Для подготовки ахунов и мусульманских священнослужителей был основан китайский исламский теологический институт.
     Кроме того, Китайская исламская ассоциация поддерживает дружественные контакты и имеет научно-культурный обмен с организациями, институтами, учеными и религиозными деятелями исламских государств. Делегации этой национальной исламской организации принимают активное участие в работе международных исламских конгрессов, члены организации посещают несколько десятков мусульманских стран, а по ее приглашению в нашу страну приезжают известные мусульманские лидеры и ученые. Каждый год ассоциация организует группы мусульман для совершения паломничества в Мекку. Все это способствует взаимопониманию и дружбе между китайским народом и народами различных исламских государств. Китайская исламская ассоциация оказывает поддержку мусульманам различных стран в их борьбе против иноземного вмешательства, за отстаивание национальной независимости и государственного суверенитета, внося, тем самым, свой вклад в защиту мира во всем мире.
 

1. Распространение ислама, ислам после образования КНР
2. Исламские праздники, Знаменитые мечети


Распространение католичества
     В 635 г. во время правления танского императора Тайцзуна в провинции Шэньси появились члены христианской секты, известные как несторианцы. Созданная ими церковь процветала более 200 лет, но затем была предана забвению. В 1245 г. в Китай прибыли итальянские и французские миссионеры. Религию, которую они исповедовали, китайцы назвали еливень. Как и ее предшественница, она через некоторое время исчезла. В 1582 г. в Китай приехал итальянский иезуит Маттео Риччи. В 1601 г. он попал в Пекин. Среди подарков, преподнесенных им минскому императору Шэньцзуну, было несколько часов с боем. Вскоре он стал другом Сюй Гуанци, министра церемоний при минском дворе. Распространяя католическое учение, Риччи одновременно знакомил китайцев с западной астрономией, математикой, методами составления календарей. Император Шэньцзун разрешил ему построить в Пекине католическую церковь, и с этого момента начался наплыв в Китай западных миссионеров.
     Считается, что к концу правления династии Мин в Китае было уже около 40 тыс. католиков. В первые годы правления династии Цин их число возросло почти до 300 тыс. Цинский двор был недоволен все возрастающим влиянием иностранной церкви и объявил католичество вне закона. В результате число католиков в стране к концу 18 в. уменьшилось до 200 тыс. В 1840 г. после первой "опиумной" войны цинское правительство было вынуждено снять запрет на католичество. Иностранным миссионерам разрешалось распространять в Китае свою религию и строить церкви. Но поскольку эти миссионеры иногда силой отнимали у китайцев земли, вмешивались в дела властей, запугивали народ, они стали мишенями вспышек общественного гнева. Лишь после революции 1911 г. развитие католичества в стране получило новый импульс.
     В старом Китае католическая церковь находилась в зависимости от миссионерского отдела Ватикана, ведающего церковью в колониях. Китайские священнослужители находились в бесправном положении. Епископов и архиепископов среди китайцев было совсем немного.
 
 
Распространение протестантства
     Протестантство распространилось в Китае в 19 в. За период с 1842 по 1932 г. в стране создано свыше 100 протестантских сект, находившихся под влиянием Англии, США, Франции, Германии и других государств. После "боксерского" восстания 1900г. протестантские миссии переместились в наиболее развитые районы, где открыли школы, больницы и другие заведения.
     Поскольку иностранные миссионеры доминировали в китайской иерархии и ведали всеми практическими делами, они вызывали острое недовольство со стороны китайского народа и патриотов-христиан. В начале 20 в. несколько дальновидных китайских лидеров попытались создать собственную церковь, прививая любовь к своей стране и религии. Однако желание избавиться от контроля западных миссионеров в то время было еще невозможно осуществить.
 

Еще немного о религии в Китае

 
 
 
 

Посмотреть историю Китая

________________________________________________________________________

Просмотров: 3457 | Популярность материала: 0,05 % |
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

Комментарии

Комментариев нет...

Добавить комментарий

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Реклама в TURWEB-клубе